К ТАЙНАМ РАННЕГО ДЕТСТВА

Автор | 14 Червня, 2013

В тот час подошли ученики к Иисусу и спросили: кто же больше в Царстве Небесном?

И подозвав дитя, Он поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто смирит себя и будет как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, Меня принимает. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому было бы лучше, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и утопили его в пучине морской.

Евангелие от Матфея

 

Приносили же к Нему и младенцев, чтобы Он к ним прикасался. Увидев это, ученики не позволяли им. Но Иисус подозвал детей и сказал: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия как дитя, тот не войдет в него.

Евангелие от Луки

 

Состояние современной педагогики и психологии оценивается специалистами крайне противоречиво: пессимисты называют его кризисным, а оптимисты, напротив, отмечают значительные достижения.

Однако немало тех и других сходятся во мнении, что подлинная революция в педагогике и психологии, стремительный рост их эффективности, качественного уровня начнется лишь тогда, когда в центре внимания, забот психолого-педагогической науки и практики встанут младенчество, ранее (до 3-х лет) детство, а также внутриутробный, дородовой период, в которых скрыты колоссальные, но мало изученные и используемые возможности, резервы развития индивида, немало психолого-педагогических тайн.

В то же время слабое знание (или полное невежество) родителями, психологами, педагогами, гинекологами, эмбриологами, педиатрами существенных особенностей внутриутробного, по-видимому, самого важного и ответственного возрастного периода в жизни, судьбе человека наносит каждому из нас огромный, неисправимый вред.

Как известно, целенаправленные воспитательные воздействия или даже случайные яркие впечатления в самом раннем, особенно в первоначальном младенческом возрасте прочно, необратимо запечатляются, впечатываются в подсознание. Притом и положительные, и крайне негативные воздействия, впечатления оставляют одинаковой, неодолимой силы след.

Эти запечатления, впечатывания, следы в последующем проявляются в таких свойствах характера, поведения, которые своей силой, прочностью напоминают врожденные инстинкты, кажутся наследственными и в качестве таковых часто ошибочно и воспринимаются.

На самом деле за этими приобретенными качествами, свойствами характера, поведения в данном случае стоит, порождая их, только один врожденный инстинкт – импринтинг, который наиболее мощно проявляется, «работает» в самые первые мгновения, часы, дни, месяцы, годы жизни и со временем ослабевает.

Во всех описанных случаях попадания младенцев в волчьи (или других животных) стаи они прочно, необратимо усваивали звериные повадки, образ жизни: бегали на четвереньках, нагишом, бодрствовали по ночам, выли, охотились, убивали, ели животных, были крайне находчивы, ловки, злы и т.п. Возвращенные в человеческую среду в возрасте 5-8 лет, они были совершенно неспособны приспособиться к ней, усвоить человеческие «повадки»: не могли научиться ходить, говорить, есть человеческую пищу, носить одежду, были крайне неуживчивы, агрессивны и в большинстве вскоре умирали.

При  том, что люди умеют научить, выдрессировать животных делать буквально чудеса – понимать и исполнять команды, служить, находить и приносить предметы, быть поводырями, проводниками, охранниками, выполнять разнообразные до невероятности упражнения, трюки, а некоторых птиц – даже говорить, они оказались совершенно беспомощными перед человеческими детенышами, побывавшими в младенчестве в среде животных, настолько прочными, неискоренимыми были их «звериные» повадки, характер.

*

Огромное значение в развитии, формировании индивида, его здоровья, психики, характера, духовно-нравственных качеств имеет внутриутробный период.

Теперь уже установлено, что плод слышит, видит, двигается, «работает» ручками и ножками, выражает свои эмоции – радость, неудовольствие, раздражение, возмущение, страх. Он чувствует, различает настроения, состояния, отношение к нему матери, улыбается и т.п. Специальные исследования показали: каким-то непонятным образом плод «узнает», что мать решила от него избавиться, сделать аборт, т.е. убить его, и выражает «ужас», «протест».

Мозг новорожденного составляет по массе 25% мозга взрослого, к 9 месяцам он удваивается, к 2,5 годам утраивается, а к 7 годам составляет уже 90%. Если бы его ножки и ручки, туловище к моменту родов тоже достигли 4-й части из взрослой величины, то он не смог бы выбраться из материнского чрева на белый свет. Значит, мозг и, следовательно, нервно-психическая система, эмоции, чувства, характер плода формируются, развиваются с опережением, ускоренней, чем остальные члены, функции его организма.

Представления о том, что новорожденный, младенец подобен чистому листу бумаги, на котором воспитатель волен рисовать все, что ему ни заблагорассудится, сегодня обнаруживают свою полную несостоятельность. Точно так, как и чрезмерное, чисто умозрительное и ошибочное отнесение многих человеческих качеств, чувств, интеллектуальных, нравственных, поведенческих особенностей к разряду врожденных, наследственных инстинктов, тогда как на самом деле они сформированы, воспитаны во внутриутробном периоде или в раннем младенчестве, когда их еще невозможно обнаружить. По мнению Фрейда, даже гомосексуализм является не врожденным, наследственным, а приобретенным качеством. И причины, условия его возникновения следует искать во внутриутробном и младенческом возрасте, в каких-то неправильных действиях матерей.

Во внутриутробном и младенческом периоде, возрасте в основных чертах формируется в подсознании весь набор, букет головных человеческих чувств, качеств характера, интеллекта, поведения – от самых лучших, возвышенных, благородных до самых худших, низменных, отвратительных. В последующие годы их можно усилить, укрепить, развить, отшлифовать или, напротив, в разной мере ослабить, нивелировать, но невозможно полностью ликвидировать, искоренить, а зачастую – даже поколебать. Именно в этом периоде, главным образом, формируются будущие бездари и гении, поэты, музыканты, художники, мыслители, альтруисты и негодяи, злодеи, палачи, изверги. Даже материнство (не говоря уже об отцовстве) является, как утверждают некоторые специалисты, не врожденным, а приобретенным. Возможно, вернее было бы сказать, что материнский инстинкт все же врожденный, но если он не реализуется надлежащим образом в надлежащим раннем возрасте девочки, то или чрезмерно ослабевает, или не реализуется вовсе. Это доказано и специальными опытами, и, главное, жизненной практикой: немало матерей (не говоря уже об отцах) проявляют крайнюю жестокость к своим младенцам, детям, истязают, калечат, бросают, а то и убивают их. В современном мире от родительских побоев погибает детей больше, чем от всех болезней (Джеймс Добсон). Родительская жестокость – самая страшная, смертоносная для детей болезнь нашей эпохи.

Эта болезнь неслучайна, имеет свои причины, на которые мало кто обращает внимание.

Младенцы, малые детки оказывают огромное, ничем незаменимое воспитательные воздействия на старших детей, на своих родителей, окружающих взрослых. Они очеловечивают род людской.

Ухаживая за младенцами, малышами, заботясь о них, все – от детей до стариков окружают их лаской, нежностью, любовью и благодаря этому развивают, закрепляют в своей душе эти драгоценные чувства, качества, которые и делают их полноценными людьми. Не зря сказано: – Ребенок – отец отца своего!

Вот что говорит об этом выдающийся русский педагог С.А. Рачинский:

«Едва сельский малыш стал твердо держаться на ногах, ему поручали нянчить младшего братика или сестричку. Через это нянченье прошли все наши деревенские ребята, и мальчики и девочки. На пороге сознательной жизни на них возлагается самая страшная из ответственностей – ответственность за жизнь беспомощного, дорогого существа, которое без их постоянной заботы существовать не может…

…Странным, почти чудовищным может показаться людям, чуждым сельской жизни, это нянченье крошек малютками, этот тяготный искус, возлагаемый на детей, слишком юных, чтобы понять все его нравственное значение. Таковым казался он когда-то и мне. Но что, если он отражается на детях именно своей нравственной стороной, оставляет в их душе глубокое чувство жалости к беспомощным и малым…»

Из  вышесказанного следует: многие из тех матерей и отцов, которые не нянчили в детстве младенцев и малышей, т.е. не прошли через эту великую школу самовоспитания, формирования в своей душе, сознании главных человеческих чувств, качеств характера, оказываются способными насиловать, калечить, бросать, убивать собственных детей.

Массовая практика самого раннего возрастного периода целиком изолирована, отрезана от существенного влияния, воздействия специалистов – психологов и педагогов, которые и сами в общем-то не очень стремятся эти изоляцию, отрез преодолеть. Возможно, они считают, что раз внутриутробный период целиком является вотчиной специальной науки эмбриологии, то психологии и педагогике там как бы и делать нечего.

Они упорно не слушают Христа, повелевшего пускать к нему младенцев, «Ибо таковых есть Царство Божие».

*

Во всех научных психолого-педагогических периодизациях возрастов внутриутробной период не учитывается, т.к. психолого-педагогическая наука, вероятно, считает, что человек в этот период еще не живет. И поэтому возраст каждого отсчитывается не со дня зачатия, а со дня рождения, и каждый из нас записан на 9 месяцев моложе, чем это есть в действительности. Отсюда и совершенно, принципиально отличное научное и житейское, бытовое отношение к этим важнейшим дням в жизни каждого: если день рождения (и в сам этот день и на протяжении всей последующей жизни) всегда в центре внимания, то дня зачатия как бы и не существует. Даже астрологи «празднуют» лишь день рождения и игнорируют день зачатия.

И все это при том, что «Декларация прав ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН еще 20 ноября 1950 г., провозгласила: «…ребенок…. нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как ДО, так и после рождения». «ДО» здесь означает, несомненно, – «до рождения», т.е. – дородовой период, который начинается, как известно, со дня, момента зачатия. И давно пора, правомерно и злободневно поправить, изложить эту формулировку надлежащим образом: «КАК В ДОРОДОВОЙ ПЕРИОД, НАЧИНАЯ С ЗАЧАТИЯ, ТАК И ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ».

 И научное, и житейское отношение к великому таинству зарождения новой жизни, нового существа сегодня самое примитивное, безразличное или вообще никакое со всеми вытекающими из него негативными последствиями. Если рождение, как правило, совершается в специальном учреждении при наблюдении и помощи специалистов, к нему тщательно готовятся, к нему прикованы внимание, забота близких и т.п., то зачатие, напротив, происходит где попало и как попало, часто без всякой подготовки, а то и под пьяную, наркотическую и еще чаще под невежественную, безответственную руку. И все это при том, что акт зачатия так же значим, важен, ответствен, как и акт рождения, и требует соответствующих знаний, подготовки и предельно ответственного отношения к себе.

Именно таким это отношение и было в течении веков вплоть до века ХХ-го. Оно было сформулировано, закреплено в нравах, обычаях, традициях, в народной жизненной практике, культуре, религии.

Например, у народов исламской культуры день зачатия отмечается, о чем свидетельствуют три даты на могильных плитах – день зачатия, день рождения, день смерти.

Половые отношения строго регламентировались, мораль разрешала их молодым людям лишь после достижения брачного возраста и только в самом браке. До брака девушке полагалось быть девственницей, благодаря чему большинству юношей до брака тоже приходилось оставаться девственниками. Девичья, женская чистота, честь высоко ценилась и соблюдалась. Народная культура, педагогика руководствовались старинным правилом: воспитывая мальчика, воспитывают мужчину; воспитывая девочку, воспитывают нацию.

Особым вниманием, целым набором правил окружалась первая брачная ночь.

На брачном пиру, где вино лилось рекой, молодым строго запрещалось употреблять спиртное, поскольку предполагалось, что в первую брачную ночь произойдет зачатие. Если же оно происходило не в эту, а в последующие ночи, то все равно это случалось не где попало и как попало, а на брачном ложе, в нормальных условиях, а молодожены были достаточно к этому подготовлены, ответственны.

Подобные, близкие к ним нравы, обычаи, традиции господствовали (да и сейчас еще господствуют в некоторых регионах мира) не только у славянских, но и у всех других народов, даже у диких племен. Разумеется, имели место разного рода отклонения от этих правил, норм половой жизни, зачатия, но они были не настолько многочисленны, чтобы изменить суть дела.

*

Но вот в середине прошлого века грянула сексуальная революция, и все резко, неузнаваемо изменилось.

Теперь половые отношения, включая их извращения, получили безграничную свободу. В них вступают теперь в 11-13 лет, а все больше девочек 12-15 лет рожают детей. В некоторых странах число внебрачных детей уже едва ли не равно числу брачных.

Дедо-прадедовские нормы, правила половых отношений, зачатия, вся эта «демостроевщина» в глазах современной молодежи выглядят нелепо, смешно, глупо, вызывают презрение. Все больше молодых людей не желают связывать себя брачными, семейными, родительскими узами, обязательствами, «цепями», даже когда имеют детей. Половые отношения все более превращаются для них лишь в источник удовольствия, а зачатие, деторождение воспринимаются  как побочный, досадный, нежелательный их аспект. О какой-либо ответственности к акту зачатия в этих условиях говорить не приходится.

Массовый развал семьи, безотцовщина, полу- и полное сиротство, небывалый, бешеный рост числа детских патологий, уродств, массовые детско-подростковые беспризорность, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, проституция, преступность, массовый уродливый разврат, безответственность взрослых, родителей, ускоренное вырождение народов, наций – таковы последствия переживаемой современным просвещенным, прогрессивным, цивилизованным миром сексуальной революции. Порой кажется, что этот мир обезумел, сошел с ума.

И давно пришло время очнуться, отрезветь от «любовных утех» и вспомнить, что наши деды и прадеды изобрели свой «домострой» вовсе не по причине своего невежества или скудоумия. Их нравы, обычаи, традиции, культура, религии сложились как результат всего предыдущего исторического опыта, который и продиктовал такие нормы, правила половых отношений, зачатия, которые обеспечивали бы сбережение и продление потомства, рода человеческого.

В своей истории человечество испробовало все виды половых отношений – от полной их свободы, беспорядочности до семейно-брачных, которые и оказались самыми эффективными и, в силу этого, были избраны всеми народами.

Мир пережил не одну сексуальную революцию, каждая из которых давала последствия, адекватные нынешним, и поэтому все они были отвергнуты, закончились ничем. И то же будет и с нынешней.

*

А тем временем наука до сих пор так и не знает ответа на такой простой и естественный вопрос: есть, существует ли принципиальная разница между людьми, зачатыми в любви, и зачатыми в результате случайных, беспорядочных половых связей? Отличаются ли те и другие своими физическими, психическими, интеллектуальными, душевными, поведенческими свойствами, продолжительностью, качеством своей жизни и т.п.? Или никакой разницы между ними в этом отношении нет?

Здравый смысл позволяет предположить, что разница, притом существенная, должна быть. И если бы это предположение получило научное подтверждение, то это намного повысило бы интерес, отношение к акту зачатия и ответственность его участников.

Многовековая жизненная практика убедительно подтверждает это тем общеизвестным фактом, что природа, создатель одарили мужчину и женщину способностью любить друг друга и по взаимной любви сводят их в супружестве главным образом для того, чтобы они в любви зачинали и рождали детей своих. И это одинаково и для людей, и  для животных, у которых, в отличие от людей, потомство появляется исключительно от влюбленных родителей, без малейших отклонений от этой нормы.

С мгновения зачатия и 9 внутриутробных месяцев все мы живем и в них проживаем может быть самую главную и счастливую, воистину райскую часть всей нашей жизни.

В девятимесячном дородовом возрасте плод обладает вполне сформировавшимся слухом, зрением, обонянием, чувствительностью кожного покрова, ощущениями боли, тепла, холода, влажности, сухости и т.п., обладает эмоциями, чувствами, характером. У него полноценно функционируют кроветворная и кровеносная, лимфатическая, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мускульная, моторно-нервная, психическая, другие системы организма и соответствующие органы. Т.е. к рождению он вполне сформировавшийся, полноценный человек, отличающийся от взрослого лишь размерами да своей беспомощностью.

Но ведь он не стал таким в момент рождения или за несколько дней до этого. В материнской утробе за первые 9 месяцев своей жизни он прошел весь путь формирования, развития не только физиологического, но и психического, чувственного, интеллектуального и в какой-то пока мало известной мере и духовно-нравственного.

Тем не менее ни наука, ни житейская практика не считают его человеком и это позволяет делать с ним, что угодно. Не защищает его в наименьшей мере и законодательство. И это, по существу, узаконило аборт, т.е. – убийство плода. При этом за убийство только что родившегося ребенка или младенца закон карает так же сурово, как и за убийство взрослого.

Мало того, аборт, т.е. убийство плода, совершают самые гуманные представители рода человеческого – матери и врачи с полного одобрения родных, близких и по вердикту официальной медицины.

Но если это не безумие, то что же это?! Уже имеются специальные видеосъемки, на которых видно, как плод пытается убежать, скрыться, вырваться, выскользнуть из орудий убийства, которыми орудует врач-арботолог.

Хорошо также известно, какое это тяжкое потрясение для психического и физического здоровья женщины – особенно первый аборт. Известны и последствия неудачных абортов: бесплодие, тяжкие патологии, а то и смерть. При этом зачавшим плод мужчинам хоть бы что.

Все это известно. Зато неизвестно, каковы последствия абортов для женского характера, как они влияют на отношение матери к младенцу, ребенку и т.п. Есть ли в этом и других отношениях существенная разница между женщинами, делавшими аборты, и не делавшими их? А ведь разница непременно должна быть и, конечно, не в пользу жертв абортов. Однако психолого-педагогическая наука этим не интересуется.

В современном мире ежедневно совершаются миллионы абортов. Особенно много их в развитых, прежде всего в европейских странах, включая Украину, население которых стремительно сокращается, вырождается, смертность превышает рождаемость.

В этих условиях было бы «разумным» по аналогии с разрешением абортов – убийства нежелательных, ненужных, еще не родившихся детей разрешить детям тоже с помощью врачей убивать своих престарелых, недееспособных, нежелательных, ненужных им родителей.

Тогда круг замкнется, жизнь очистится от ненужных людей и станет воистину «чистой, беззаботной, счастливой».

Кто-нибудь возразит: – Но ведь народонаселение мира в целом стремительно возрастает. И если запретить, прекратить аборты, оно увеличится настолько, что его нечем будет кормить, оно погибнет от голода. Нас и так уже 7 миллиардов. Что же делать?

Что делать, известно давно: имеющиеся в наличии противозачаточные средства, давно известные способы половых отношений позволяют избежать нежелательного зачатия и, следовательно, абортов. Нужно лишь, чтобы девушки и юноши, мужчины и женщины были надлежащим образом обучены этим премудростям, были хорошо воспитаны и ответственны.

Но именно этому их как следует не учат. И за свое невежество, безответственность они расплачиваются миллионами абортов, женским здоровьем и самой жизнью. Их нужно научить создавать полноценную семью, во взаимной любви зачинать, рожать своих детей и быть с ними счастливыми.

*

Психолого-педагогические исследования развития плода и новорожденного должны, наконец, составить важнейший раздел этих наук.

Например, крайне важно выяснить, насколько, в какой степени развиты у плода, новорожденного и младенца 1-2 х лет левое и правое полушария. Не окажется ли намного более развитым «чувственное» полушарие, связанное с бессознательной частью психики, которая доминирует в этом возрастном периоде? И не отстает, не тормозится ли его развитие в последующие, словесные возрастные периоды, когда доминирует развитие мыслительной, сознательной части психики и соответствующего ему полушария?

Подобных принципиальных вопросов набирается много. Было бы кому на них отвечать.

Только в младенчестве каждый без исключения (разумеется, когда нет каких-либо чрезмерных отклонений, патологий) способен научиться ходить и говорить, овладеть речью, приобрести множество других важнейших знаний, умений, навыков.

Каким образом, с помощью каких средств младенцы учатся, да еще так поразительно успешно, остается пока их тайной за семью печатями. Ведь, например, когда они осваивают речь, взрослые ничем не могут помочь им, что-либо подсказать, посоветовать и уж тем более приказать, заставить, напугать, т.е. применить, использовать обычный арсенал своих дидактических средств, который они применяют к детям в последующем за младенчеством возрасте. Если при научении ходьбе младенец еще может наблюдать ходьбу взрослых и подражать ей, пользуясь врожденным подражательным инстинктом, то, овладевая речью, он не видит, как работают при разговоре язык, гортань, голосовые связки, полость рта, дыхательный аппарат взрослого и не может им подражать.

Одна только выдающаяся способность младенцев, по существу, самостоятельно освоить речь доказывает бесспорную гениальность каждого из них. А также прямо указывает на поистине великие, невероятные и неповторимые в старшем, словесном возрасте их познавательные способности, поразительно эффективные приемы, методы, средства самообучения, которые недоступны, непонятны взрослым и составляют удивительную младенческую тайну.

Если бы младенцы осваивали речь теми же убогими методами, которыми школьники и студенты осваивают иностранные языки, то все они, скорее всего, остались бы немыми.

Самое любопытное и важное здесь то, что после овладения речью ребенок как бы утрачивает свой гениальный познавательный дар, свою дидактическую самостоятельность, независимость, все больше используя дидактику взрослых и все больше нуждаясь в их помощи для своего дальнейшего развития. Т.е. между бессловесным и словесным периодами развития как бы существует некоторый невидимый, неощутимый барьер, некоторая граница, где осуществляется переход от одного типа познания к другому, принципиально, качественно отличному от первого и многократно уступающему первому в эффективности.

*

В Святом Письме сказано, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, т.е. едва ли не равным Себе. И не сказано ведь, что только по внешнему подобию, а, значит, и по внутреннему Божьему образу. Но тогда ведь и человек, подобно Богу, тоже должен быть всевидящ и всезнающ. На самом деле этого нет. Чрезвычайного развития своих потенциальных способностей, возможностей вплоть до гениальности достигают лишь отдельные, редкие люди.

Библейская притча о грехопадении как бы иносказательно поясняет причину этого: Творец запретил прародителям человечества вкушать плоды с Древа познания, а за непослушание наказал и навсегда лишил этой возможности и их самих, и их потомство.

Во всяком случае бесспорным фактом является то, что огромнейший, колоссальный интеллектуальный потенциал мозга, располагающего более 100 миллиардами нервных клеток, используется лишь в ничтожной мере – задействовано, включено в постоянную работу всего лишь 3-4% их общего количества, остальные бездействуют, как бы навсегда заблокированы.

Но тогда зачем же природа, Создатель наделили человека этим гигантским, но неиспользуемым, ненужным ему потенциалом? Не произошло ли действительно так, что сначала дав этот потенциал, а затем, убедившись в своей ошибке, Творец заблокировал его, исправил ошибку?

Сам мозг разделен на два полушария, левое и правое, работающие в разных, несогласованных режимах. Одно из них также используется в крайне ограниченном объеме, неразвито, т.е. тоже как бы заблокировано. Совместная, синхронная работа обеих полушарий, когда достигается наибольший познавательный, мыслительный, интеллектуальный, творческий эффект, результат, разбалансирована, асинхронизирована.

Весь психический аппарат человечсекого организма разделен на две разновеликие, сознательную и бессознательную, части, действующие преимущественно, а то и совершенно независимо друг от друга и к тому же в совершенно различных, присущих только каждой из них режимах, причем бессознательная часть по объемам выполняемой работы и силе воздействия на весь организм в неимоверное число раз превосходят часть сознательную.

Что же все это означает?

Не означает ли оно действительно реального воплощения того самого иносказательного библейского Божественного запрета на получение человеком знаний напрямую, непосредственно из ноосферы, из космоса, из околоземной сферы знания, из «небесного интернета», которые, может быть, и названы в Библии «Древом познаниия» (ведь все библейские тексты иносказательны, зашифрованы, скрывают в себе тайны)?

Не работает ли мозг, психический, познавательный аппарат младенцев как единое целое сознательного и бессознательного, в наиболее эффективном, совместном, синхронизированном для обеих полушарий режиме, когда задействован, включен в работу весь мозговой, познавательный потенциал? И не утрачивают ли они все это после овладения речью, когда все в этом аппарате разделается, асинхронизируется, блокируется, как у взрослых?

И не объяснить ли вспышки гениальности у взрослых, мгновения поразительных догадок, прозрения, свершения гениальных открытий, творений тем, что в эти мгновения их психический, познавательный, интеллектуально-мыслительный, чувственный, творческий аппарат работает как младенческий: в едином, максимально синхронном, сбалансированном режиме? Не получают ли они в эти моменты прямой доступ в тот самый «небесный интернет»?

В тех многочисленных случаях, когда разные ученые совершенно независимо друг от друга совершают одни и те же открытия, не получают ли они в момент этих открытий доступ к одному и тому же их источнику – к тому самому «древу познания»?

Давно отмечен тот факт, что большинство ясновидцев, прорицателей, экстрасенсов приобрели свои поразительные, уникальные способности, «прозрели» в результате разного рода мозговых, психических травм, отклонений. В значительной мере это касается и многих выдающихся, гениальных людей, психика которых если и не травмирована патологически, то имеет явно выраженный пограничный в отношении нормы характер. Не означает ли все это, что в обычном, нормальном, здоровом состоянии мозг, психика работают в заблокированном, асинхронизированном режиме, а испытав травмы, психические потрясения, получив патологические или близкие к ним изменения, отклонения от нормы, они зачастую переключаются на синхронный, «младенческий», «гениальный» режим работы?

Как видим, здесь пока одни вопросы, а ответов нет. Но вопросы ведь не пустяковые, а кардинальные, и психолого-педагогической науке предстоит поискать, найти ответы.

В 1995 г. в специальных исследованиях получены первые ответы, прямые доказательства вышесказанного: «отсутствие межполушарной ассиметрии свидетельствет о слиянии бессознательной и сознательной сфер и возможности получения пациентом необходимой информации на интуитивном уровне» (Г.М. Федорова, В.П. Корбин, В.Б. Бажурина. Исследования необычных состояний сознания. Журнал «Сознание и физическая реальность», М., т.4, № 4, 1999. С. 63).

*

Важнейшим периодом в дальнейшей судьбе каждого является родовой процесс и первые минуты, часы, дни, недели, месяцы жизни.

Сегодня уже накоплено достаточно фактов, раскрывающих огромный ущерб, который наносится новорожденным. Большинство тяжких патологий, физических и психических травм, уродств являются следствием невежества матерей, их близких, низкой квалификации, грубых ошибок, безответственности медицинского персонала во время беременности, в процессе родов, в самом первом послеродовом периоде и в раннем младенчестве. В сравнении с их невероятно огромным и все возрастающим количеством число чисто наследственных патологий, по-видимому, не так уж велико.

Все это заставит, наконец, цивилизацию посвятить материнству, детству и отцовству несравненно больше внимания, забот, усилий, чем прежде и теперь.

Помимо пересмотра, перестройка порядков в роддомах, современных технологий деторождения, подготовки медперсонала совершенно иным должно стать и отношение к матерям и отцам. Девочек с самых ранних, дошкольных лет и вплоть до беременности, родов, кормления и последующего материнства придется тщательно готовить, учить этому – тщательно готовить их к главному, великому призванию, назначению, миссии – к материнству. И точно так же тщательно готовить мальчиков к роли мужей и отцов, к отцовству. Ибо нет на земле профессий, более ответственных и сложных, чем профессии матери и отца. А именно к этим главным в их жизни профессиям детей, молодежь сегодня и не готовят.

3-4 года в детсаде, 10-12 лет в школе и 5-6 лет в вузе (т.е. 18-22 года) чему их только ни учат. Не учат только главному и для них самих, и для общества: как им стать умелыми, квалифицированными, ответственными родителями, матерями и отцами. В прошлом эту функцию осуществляла семья. Сегодня и семья, и школа, и государство, общество, словно сговорившись, этим больше не занимаются и пожинают горькие плоды своей вопиющей безответственности.

Теперь уже известно, что самым опасным для плода является период после зачатия, первые недели и месяцы, когда происходит большинство выкидышей. Именно в этот период (как, впрочем, и на всем протяжении беременности) беременная нуждается в особо заботливом отношении к себе, в нормальном, без чрезмерных нагрузок, стрессов и потрясений, здоровом жизненном режиме. Это требует установить декретный отпуск с дня зачатия и окружить беременных вниманием и заботой близких, государства, общества. Одновременно это резко сократило бы количество абортов, защитило бы от них женское здоровье.

Без таких и подобных мер остановить стремительный, угрожающий рост детских патологий, уродств, грозящих стать поголовными, остановить происходящее на наших глазах вырождение рода человеческого невозможно. Невозможно и существенно повысить интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал, уровень человечества, его физическое, психическое, духовное здоровье.

Огромная работа в мире в этом направлении давно уже ведется.

В конце 60-х годов ХХ века в некоторых странах началось и приобретает все более массовый характер, охватывает уже десятки миллионов обучение младенцев плаванию с первых недель, а то и дней жизни, что является могущественным фжактором их физического, психического развития, закаливания и одновременно – развития интеллектуального. Одновременно это является и безотказным способом уберечь от утопления, от которого в современном мире ежегодно гибнут сотни тысяч людей и прежде всего – детей.

Ныне широко известный, признанный И.В. Чарковский еще в 70-е годы разработал технологию деторождения в воде, когда младенцы начинают плавать прямо с момента рождения. По этой технологии работает созданный им после эмиграции в США специальный институт.

Уже имеются специальные методики развития, воспитания плода на разных стадиях беременности.

«Читать и говорить одновременно», «Читать раньше, чем ходить» и «Читать раньше, чем говорить» – эти вышедшие не так давно в Украине и России книги раскрывают уникальный практический опыт, его удивительные результаты. Его осуществили не ученые-психологи, а самодеятельные «любители». Тем больше его цена.

Поистине фантастических, потрясающих успехов в развитии познавательных способностей детей достиг академик В.М. Бронников. Некоторые ученые называют результаты его научно-исследовательских работ главным открытием ХХ века, «величайшим событием в истории человечества».

Имеется множество и других примеров подобного рода.

В Послании Президента США «О положении страны» на 1997 год говорится: «…обучение начинается с первых же дней жизни ребенка. Ученые сейчас делают открытие: эмоционально и интеллектуально дети развиваются с самых первых дней, и очень важно, чтобы родители сразу же начали разговаривать с ними, петь им и даже читать…

…мы собираемся провести в Белом доме этой весной конференцию о раннем обучении и интеллекте, чтобы выяснить, как родители и педагоги могут с наибольшей пользой использовать эти поразительные новые открытия».

Многие цивилизованные страны посвящают материнству, младенчеству, раннему детству все больше усилия. Среди них первенствует Япония.

Наглядным примером здесь может служить деятельность (ныне покойного) президента знаменитой фирмы «Сони» Масари Ибука. Инженер по профессии, он много лет посвятил педагогике раннего возраста. Возглавляя «Сони», он одновременно создал и возглавил «Ассоциацию раннего развития» и организацию «Обучение талантов», написал книгу «После трех уже поздно», которая принесла ему мировую славу. В предисловии к английскому изданию этой книги директор американского Института достижений потенциальных возможностей человека Глен Доуман пишет о ее авторе: «Он безусловно гений. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся отрасли…

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг когда-либо написанных… ее должны прочитать все живущие на земле родители».

Выдающийся, революционный по своей сути вклад в развитие педагогики раннего детства внес известный русский самодеятельный педагог (ныне тоже покойный), инженер по профессии Борис Павлович Никитин.

Являясь отцом семерых детей, он целиком посвятил себя их воспитанию и развитию с первых мгновений жизни, осуществил огромную научно-исследовательскую, экспериментальную работу в этой области, изучил соответствующий исторический опыт. В результате разработал оригинальную, комплексную и высокоэффективную систему интеллектуального и физического развития, закаливания детей, начиная с внутриутробного периода, родов, первых минут, часов, дней жизни, младенчества и заканчивая школьным детством. Разработал комплекс поразительно эффективных, любимых детьми спортивных снарядов для семьи, дошкольных учреждений, школ, создал систему оригинальных развивающих игр и игрушек (знаменитый «Уникуб Никитина» и др.), выдвинул и обосновал результатами многолетних исследований гипотезу Необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей (НУВЭРС). Главный вывод этой гипотезы таков: «Каждый здоровый (физически и умственно) ребенок, рождаясь, обладает… колоссальными… возможностями развития… богатство возможностей умственного развития скрыто не в природе наследственности, а в сроках начала, методах и условиях развития ребенка…

… «время дозревания» (от 0 до 7 лет – Я.Б.) и есть время нависшей пластичности, наивысшей чувствительности к внешним условиям, наивысших возможностей к развитию. Это самое благоприятное время для «закладки» и начала развития всего многообразия человеческих способностей.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают во времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то… развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и даже гениальным человеком.

Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если они «не нужны», т.е. соответствующие возможности не развиваются, не функционируют, если у ребенка нет необходимых видов деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование…

…Лишив ребенка  своевременного и полноценного развития в младенчестве и дошкольном детстве, мы тем самим обрекаем его на всю жизнь на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени на это развитие и на низкий конечный результат и еще утверждаем: «Такой уж он уродился». И это удел большинства детей!».

Располагая огромным личным опытом негативного воздействия на рожениц и новорожденных укоренившихся роддомовских норм и правил, дотошно изучив прошлый и настоящий опыт деторождения, вместе с
женой-единомышленницей
Еленой Алексеевной Никитин разработал специальные квалифицированные «Рекомендации для персонала роддомов», которые означают по существу благодатный переворот в традиционной роддомовской технологии деторождения. С каждым годом эти Рекомендации все шире используются в роддомовской практике медперсоналом и роженицами.

Свой опыт, результаты исследований, достижения Никитины обстоятельно изложили в серии книг, которые пользуются огромной популярностью, стали бестселлерами, переведены на 13 языков, выдержали более 60 изданий, общий их тираж превысил 7 млн. экземпляров. Налажено массовое производство Никитинских спортснарядов и развивающих игр. В Германии создан даже специальный «Нститут Никитиных».

С публичными выступлениями, неизменно пользовавшимися огромным успехом, Никитины объездили весь бывший СССР и многие зарубежные страны. Подлинным триумфом сопровождались выступления Никитина в Японии. Особый интерес к ним, как и следовало ожидать, проявил М. Ибука. Он пригласил Бориса Павловича погостить на своей загородной вилле, где предоставил ему сказочно-королевские условия. Двое приставленных к нему слуг без конца выясняли у Никитина-сан, что подать ему на завтрак, обед и ужин, как он предпочитает отдыхать – на какой постели, куда головой и т.п. А сам хозяин проводил многие часы в беседах с ним, выясняя все подробности его системы. А к Гипотезе о раннем развитии способностей буквально прикипел. Велел снять с нее множество ксерокопий (тогда она еще не была опубликована, и Б.П. привез рукопись), дотошно изучал, «допрашивал» Никитина.

Ограничимся приведенными примерами – Ибуки и Никитина – ускоренного развития современной педагогики раннего детства. Они достаточно красноречивы и убедительно характеризуют эту педагогическую тенденцию (именно тенденцию, поскольку в массовой практике до этого еще далеко), приобретающую все большую силу, ибо уже очевидно, доказано: та страна, тот народ добьются наибольших достижений в своем развитии, кто первым в наибольшей мере сумеет использовать поистине неограниченные возможности, резервы раннего детства!

*

В заключении рассмотрим еще одну важную тайну раннего детства, на которую психолого-педагогическая наука и практика совершенно не обращает внимания.

В своей знаменитой (но, к сожалению, мало известной широкому читателю) речи «О важнейших предметах воспитания» в годовщину своего ректорства в Казанском университете 5.07.1828 г. Н.И. Лобачевский сказал по этому поводу:

«…воспитание… начинается от колыбели, приобретается сперва одним подражанием, постепенно развертывается ум, память, воображение, вкус к изящному, пробуждается любовь к себе, к ближнему, любовь славы, чувство чести, желание наслаждаться жизнью. Все способности ума, все дарования, все страсти, все это обделывает воспитание, соглашает в одно стройные целое, и человек, как бы снова родившись, является творением в совершенстве…

…Какие способности должны потерпеть перемены; что надобно придать, что отсечь, как излишнее, вредное?

Мое мнение: ничего не уничтожать и все усовершенствовать. Неужели дары природы напрасны? Как осмелимся осуждать их? Кого обвиним в них?

Одного признаем виновника всему, что ни существует; исповедуем Его и благоговеем пред Его бесконечною премудростью…

…Что же надобно сказать о дарованиях… врожденных…, свойственных человеку? Все должно остаться при нем: иначе исказим
его природу, будем его насиловать и навредим его благополучию»
(Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. М. 1976 г., тираж 5000 экз., стр. 17, 18, 21).

Великий ученый, педагог и мыслитель уделяет особое внимание важнейшему врожденному человеческому качеству – себялюбию. Он славит «премудрость творца, вложившего в человеческое сердце любовь к себе… Дюало, Рошефуко, Книеге объяснили, каким образом себялюбие бывает скрытою пружиной всех поступков человека в обществе».

Однако он рассматривает себялюбие неразрывным от любви к ближнему, которую тоже считает врожденной. Но если врожденность себялюбия не вызывает сомнений, то любовь к ближнему, скорее всего, не дается от рождения, а приобретается в жизненной практике с помощью немалых воспитательных усилий окружающих, в которых совершенно не нуждается себялюбие. Когда самовлюбленность человека выходит из под контроля, приобретает довлеющий, чрезмерный характер, это становится бедой для окружающих, а в некоторых случаях – и подлинной трагедией для множества людей.

В этом отношении себялюбие сродни другому важнейшему врожденному качеству – проявлению агрессивности. К сожалению, вернее к несчастью, в течение всей истории оно не привлекает к себе малейшего внимания, тогда как оно должно быть, несомненно, самым пристальным.

Как и все другие врожденные качества, оно необходимо новорожденному. Без него он не может завоевать, отстоять, защитить свою жизненную нишу в человеческой среде, не сможет выжить. Как и другие врожденные качества, оно неискоренимо, но тоже может быть уравновешенно, гармонизировано в общей совокупности качеств человеческого характера и в таком виде не представляет собой какой-либо опасности для окружающих.

Опасность наступает тогда, когда эта агрессивность преобладает в характере, выходит из под контроля, необузданна, «срывается с цепи». А это происходит едва не с каждым постоянно. Тогда она и порождает те бесконечные противоборства, конфликты, драки, насилие между людьми и войны между странами и народами, которые сопровождают их непрерывно в течение всей истории.

И давно пришла пора уразуметь: – Именно врожденная и неуравновешенная, необузданная агрессивность является главной и единственной причиной всех воен на земле. Печальная историческая практика неопровержимо свидетельствует: все попытки добиться разоружения, ликвидировать производство оружия и вооруженные силы закончились крахом. Иначе и быть не может. Потому что это борьба не с подлинными причинами воен, а лишь с последствиями этих причин.

Подлинная борьба за мир должна начинаться с надлежащего воспитания младенцев, детей, подростков, юношества, взрослых, с формирования их характеров без преобладания в них агрессивности и заканчиваться созданием таких условий в жизнедеятельности каждого народа и всего человечества, в которых агрессивность не могла бы выйти из под контроля, была надежно обуздана.

Ярослав Береговой
журнал «Педагогика толерантности»
№ 4, 2011 – 1, 2012

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *